Университет, в котором я учусь, - Санкт-Петербургский Горный университет.

Но сначала немного истории:
21 октября (1 ноября) 1773 года императрица Екатерина II, претворяя в жизнь идеи Петра I и М.В. Ломоносова о подготовке инженерных кадров для развития горнозаводского дела, начертала на указе о создании инженерного училища по горной части "быть по сему". Эта дата стала днем рождения не только Горного университета, но и всего высшего технического образования России. Университет изначально был назван Горным училищем, "дабы в оном заведении могли обучаться не только дворянские дети".

Первым местоположением Горного училища были выкупленные у графа П.Б. Шереметева два дома, находящихся на углу 22-й линии Васильевского острова и набережной Невы, где, к слову, и по сей день находится главный учебный корпус университета.
Так выглядит здание главного учебного корпуса сегодня:

 Перед первым учебным центром есть великолепная набережная:

 С красивым причалом для маленьких судов:

Вот главный холл с портретом Екатерины и портретами известных горняков, инженеров, геологоразведчиков:

Всего у Горного университета 3 учебных центра.
Вот учебный центр №2:

А так выглядит третий, самый новый учебный центр:

Данный корпус предназначен для учебы студентов преимущественно первого и второго курсов, а также для проведения различных студенческих конференций и развлекательных мероприятий.

Предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию по Горному университету.
В третьем ученом центре расположен МФК "Горный"(многофункциональный комплекс), который включает в себя отель, преимущественно предназначенный для принятия делегаций из разных стран:

 И конференц-зал для горняков:

В нем проходят различные конференции, форумы, студенческие собрания и развлекательные мероприятия.

Прогуляемся по аудиториям. Основная масса аудиторий рассчитана на группу до 30 человек. Но также есть как совсем маленькие аудитории на 7-10 человек, так и поточные на 130 посадочных мест. Так выглядит малая аудитория:

 Вот стандартная аудитория:

 А это поточная аудитория:

 Из окон аудиторий открывается шикарный вид на город с одной стороны

 и спокойный вид на внутренний квартал и финский залив с другой:

 Аудитория для проведения собраний:

Все аудитории снабжены электро-цифровым замком, открыть их могут только преподаватели по своей чипкарте, а внутри каждой аудитории над дверью располагается камера, которая записывает видео и звук и передает все данные на пост охраны. Некоторые аудитории дополнительно охраняются камерами наблюдения со стороны коридора:

 Вот так выглядят преподавательские изнутри:

 А это деканатский коридор:

Отдельная тема в Горном - это лифты. Они здесь разные…
От обычных

до золотых

Конечно, на восьмой этаж можно подняться и по лестнице (перед первой парой это самый оптимальный и быстрый вариант), но когда никуда не опаздываешь и лифты не забиты студентами, можно и прокатиться в такой красоте…

 На каждом этаже во всех учебных центрах располагаются кафе/столовые:

И конечно, здесь стоит упомянуть про очереди… Вообще очереди в Горном - привычное дело! Так как всё у всех студентов происходит одновременно: в 8:40 все студенты стоят в очереди чтобы пройти через турникеты на входе в университет, затем очередь в гардеробе (хоть он и огромный, но студентов тоже немало), после этого все поднимаются на лифтах на нужный этаж, а после пар преподаватели одновременно отпускают всех студентов, ни минутой раньше, ни минутой позже, здесь так принято, здесь такая дисциплина. Вот и получается: прозвенел звонок с пары, студенты вышли из аудиторий и все дружно направились возобновлять энергетический запас в столовую.

 Хотя в очереди можно даже развлечься, посмотреть телевизор:

Да, кстати, к слову о гардеробе… В первый месяц обучения в Горном моему удивлению не было предела. Все в гардеробе стоят в очереди, и именно в колонне, а не кучкуются возле окошек и не всовывают в них свои куртки, чтобы поскорее пойти на занятия. Даже "опаздуны" стоят в очередях, даже если прошло 10-15 минут пары, всё равно все покорно и уважая остальных стоят в очереди… А вот фото части гардероба и ситуации после дождя (зонтами в тот день был заставлен почти весь коридор):

Про развлечения...
На самом деле развлечение для студентов - понятие относительное и для всех разное. Но ни для кого не секрет, что студенческая жизнь - это свобода и беззаботность. Так вот, свободное время всегда проходит по-разному. Культурная часть этого времени уходит на посещение театров, выставок и музеев. Хорошо, что Санкт-Петербург богат на такие развлечения!

Мариинский театр - старая сцена:

 Мариинский театр - новая сцена:

Конечно, Горный тоже устраивает различные развлекательные мероприятия для студентов, вот только попасть на них не всегда удаётся. Да-да, всё из-за тех самых очередей. Вот, например, Горный арендовал каток и организовал ночь катания на коньках. Ровно в 18:00 в одной из групп разместили запись, в которой, пройдя по ссылке, все желающие могли записаться на катание. К 18:02 регистрация была закрыта, так как уже набралось максимально возможное количество людей. К счастью, мы с моими одногруппниками оказались шустрыми и успели зарегистрироваться :)

Ещё в свободное время горняки увлекаются... начертательной геометрией! Долго и нудно увлекаются.

На создание данного макета (перечертить исходные данные, начертить недостающие, построить развертку, указать линии пересечения, вырезать и склеить макет) ушло около 12 часов!
В Горном университете огромное внимание уделяется спорту. В университете действует около 70 секций различной направленности. Во всех учебных центрах есть спортивные комплексы.
Так выглядит спортивный комплекс первого учебного центра:

 А вот спортивный комплекс в учебном центре №3:

 Большое количество различных тренажеров:

Несколько залов (зал с кардио тренажерами, фитнес зал, тренажерный зал, зал для спортивных игр)...

Однако попасть на физкультуру можно только пройдя строгий фейс "тапочкоконтроль". Перед спортзалом все обязаны переобуться в сланцы (иначе не пропустят на физ-ру), получить электронный браслет от шкафчика в раздевалке, а затем переобуться в спортивную обувь. Не логично? Возможно…

Вот многочисленные секции, на которых горняки развивают свои физические способности:

Достояние Горного университета - Горный музей, который был основан одновременно с Горным училищем 21 октября (1 ноября) 1773 г.
Интерьер и мебель были спроектированы под руководством архитектора Александра Постникова. Колонный зал музея, шедевр русского классицизма, имеет большую художественную ценность.

Сегодня музей горного дела может похвастаться одной из лучших в мире коллекций, иллюстрирующих строение земной коры во всем её многообразии. Он содержит десятки тысяч полезных ископаемых, палеонтологических остатков из геологических карьеров разных континентов, рассказывающих о развитии жизни на Земле.

В 1777 году собрание Минералогического кабинета было показано царственному гостю императорского дворца - королю Швеции Густаву III. Им же сделан и первый официальный подарок музею - 202 образца шведских "руд, солей и камней".
В настоящее время Горный музей - хранитель уникальных коллекций минералов, руд, горных пород, палеонтологических остатков, собраний моделей и макетов по истории горной и горнозаводской техники, холодного оружия, изделий камнерезного и ювелирного искусства. Фонды музея, составляющие более 240 тыс. экспонатов, собранных со всех континентов и более чем из 80 стран мира. Все это, в сочетании с классическими интерьерами и музейной мебелью высокой художественной ценности, превращает Горный музей в феномен культуры мирового значения. Музей занимает 20 залов общей площадью 4000 кв. м.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. Горный институт включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации:

А всего 20 залов!


Горный музей свободен для посещения. В него могут попасть все желающие и посетить увлекательную экскурсию, полюбоваться горными породами, восхититься величественностью некоторых экспонатов музея и получить удовольствие от атмосферы выставочных залов.

Ещё одним достоянием Горного являются павлины, гуляющие во внутреннем дворике первого учебного центра.

Санкт-Петербургский Горный университет усиленно развивает не только образовательное направление, но и культурное воспитание студентов. Так мне удалось попасть на XX Всероссийский Пушкинский молодежный фестиваль искусств "С веком наравне", который проходил в Москве в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.

Так как этот фестиваль преимущественно посвящен А.С. Пушкину, я читала стихотворение Ларисы Рубальской "В Михайловском", с которым получила диплом лауреата 2 степени. По приезде в Питер, нас (участников) на Ученом совете наградил дипломами заместитель ректора университета:

После нескольких конкурсных дней был бал. Он проходил в музее имени Пушкина. Сначала была экскурсия по музею:

А после состоялся бал, на который были приглашены все участники фестиваля:

Поездку финансировал Горный, жили мы в общежитии РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (наше общежитие объективно лучше :) )

Где же живут горняки?
Студенты Горного университета проживают в красивых, удобных, и очень комфортабельных общежитиях.

Я живу в третьем общежитии и мне нравится здесь жить, даже трудно это место общежитием назвать, скорее номер, как в отеле)))

 А какие виды из окна…

В Горном университете развита не только научная, но и общественная, студенческая направленность, много клубов:

А теперь поговорим об обучении...

В структуру Санкт-Петербургского Горного университета входят 8 факультетов, военная кафедра и 1 филиал (Киришский филиал).

Электромеханический факультет
· Кафедра автомобилей и транспортно-технологических комплексов
· Кафедра организации перевозок и безопасности движения
· Кафедра машиностроения
· Кафедра горных транспортных машин
· Кафедра приборостроения
· Кафедра метрологии и управления качеством
· Кафедра материаловедения и технологии художественных изделий
· кафедра электронных систем
· кафедра теплотехники и теплоэнергетики
· кафедра электротехники, электроэнергетики, электромеханики

Геологоразведочный факультет
· кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
· кафедра геофизических и геохимических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
· кафедра гидрогеологии и инженерной геологии
· кафедра исторической и динамической геологии
· кафедра минералогии, кристаллографии и петрографии
Нефтегазовый факультет
· кафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений
· кафедра бурения скважин
· кафедра транспорта и хранения нефти и газа

Горный факультет
· кафедра безопасности производств
· кафедра взрывного дела
· кафедра геоэкологии
· кафедра разработки месторождений полезных ископаемых

Экономический факультет
· кафедра экономики, учёта и финансов
· кафедра организации и управления
· кафедра экономической теории
· Кафедра информационных систем и вычислительной техники
· кафедра системного анализа и управления

Факультет переработки минерального сырья
· кафедра автоматизации технологических процессов и производств
· кафедра металлургии
· кафедра обогащения полезных ископаемых
· кафедра общей химии
· кафедра физической химии
· кафедра химических технологий и переработки энергоносителей

Строительный факультет
· кафедра инженерной геодезии
· кафедра маркшейдерского дела
· кафедра механики
· кафедра строительства горных предприятий и подземных сооружений

Факультет фундаментальных и гуманитарных дисциплин
· кафедра высшей математики
· кафедра философии
· кафедра русского языка и литературы
· кафедра общей и технической физики
· кафедра начертательной геометрии и графики
· кафедра информатики и компьютерных технологий
· кафедра физического воспитания
· кафедра истории
· кафедра иностранных языков
· кафедра социологии и психологии

Факультет среднего профессионального образования "Техникум геодезии и картографии"
· Аэрофотогеодезия
· Прикладная геодезия
· Картография

Я учусь на бюджете на строительном факультете по направлению Промышленное и гражданское строительство.
Поступила я с баллами:
русский язык - 96,
профильная математика - 70,
физика - 78.

Всего в Горном 26 направлений подготовки бакалавриата и 10 направлений подготовки специалитета. Более подробно со всеми направлениями вы можете ознакомиться по ссылке http://priem-univer.ru

В Горном помимо уникальной формы образования применяют уникальную форму сдачи сессии. Сессия в Горном университете проходит не так как в обычных университетах, устная форма экзаменов в большинстве случаев заменена на тестовую. И это весьма удобный для студентов и преподавателей подход к проверке знаний. Для того, чтобы попасть на экзамен, необходимо получить допуск по предмету, чаще всего сдать все работы в течение семестра, удачно написать итоговую контрольную или коллоквиум, а иногда преподаватели требуют показать полный конспект лекций. Экзамены назначают на определенные даты, за день до экзамена обычно проводится консультация. На них преподаватель обычно оглашает список всевозможных тем, которые могут присутствовать на экзамене.
Сам же экзамен проходит за 45, 60 или 90 минут - в зависимости от количества вопросов. Также в аудитории находятся от одного до трёх (в исключительных случаях шесть) аспирантов, помимо преподавателя, которые следят за дисциплиной.

Результаты оглашают на следующий день. Система оценивания достаточно лояльна. Оценка одного студента зависит от общего балла группы: то есть, если все напишут плохо, то будет шанс получить приличную оценку, но и наоборот, если все напишут очень хорошо, больше шансов получить оценку, которая не удовлетворит ожиданий.

Выдающимися выпускниками Санкт-Петербургского Горного университета являются:
Владимир Стефанович Литвиненко, Владимир Владимирович Путин (как значится в некоторых источниках Горного), Георгий Валентинович Плеханов, Олег Юрьевич Тиньков, Валерий Яковлевич Леонтьев, Иван Михайлович Губкин, Иван Васильевич Мушкетов, Сергей Михайлович Миронов, Иван Антонович Ефремов, Всеволод Михайлович Гаршин, Пунсалмаагийн Очирбат, Александр, Андреевич Иосса и т.д.

Форма в Горном как отдельный вид искусства…

    Снова немного истории: Обмундирование учащихся «строилось» по образцу кадет Артиллерийского и инженерного корпусов, но по цветам горного ведомства: красные кафтаны с белой отделкой и золотым прибором, а впоследствии с зелёным и серебром.

19 января 1804 года были утверждены устав, штат и табель новоучрежденного Горного кадетского корпуса. По табели обмундирования 60 кадетам полагались: парадный мундир красного сукна с темно-зелеными лацканами и подкладкой и с посеребренными пуговицами; чёрный галстук; белые жилет и панталоны; башмаки с чулками или сапоги; поярковая шляпа «со связкою, чёрным шнурком и бантом». Тесак с медным прибором и гарусным темляком носился в лопасти поясной портупеи. 10 унтер-офицеров имели серебряный галун на воротнике и обшлагах, замшевые перчатки с крагами и трость. Повседневная одежда состояла из серого сюртука с обтяжными пуговицами, серых камзола и штанов. Чиновники корпусного штата должны были иметь «особый мундир по данному на то образцу».

Можно предположить, что при утверждении этого образца высшее начальство обратило внимание на то, что красный цвет горного обмундирования уже не соответствует ни реалиям времени, ни сложившейся в империи системе мундиров. В результате появился указ от 24.III.1804 г. «О мундирах для чиновников Горного и Монетного ведомства и Горного кадетского корпуса», вводивший новые темно-синие мундиры. Разумеется, вскоре было изменено и кадетское обмундирование (возможно даже, что красные мундиры, установленные январской табелью, так и не успели пошить). Впоследствии им были также присвоены кивера, но ни описание их, ни дата введения неизвестны.

Заведение имело военную организацию вплоть до 1860-х гг. После попытки преобразовать его в гражданское учебное заведение 10 марта 1833 г., Горный кадетский корпус был переименован в Горный институт, а воспитанники двух высших классов, вместо унтер-офицерского звания, получили наименование студентов. Мундир воспитанников сохранил цвета горного ведомства (темно-синий с черными воротником и обшлагами, красной выпушкой и желтыми пуговицами), но кивера, портупеи и тесаки были отменены, и вместо этого студентам было предписано носить треугольные шляпы, а прочим воспитанникам — фуражки по цвету мундиров. Студентам на воротниках мундиров полагались золотые петлицы по образцу Царскосельского Лицея. «Таковые же петлицы, но меньшего размера», могли быть присвоены за отличие, «по удостоению начальства», и воспитанникам низших классов. Описанная форма просуществовала не более одного учебного года до 1 января 1834 г., когда был учрежден Корпус горных инженеров.

Униформа Горного института конца XVIII - середины XIX века:
1. Преподаватель Горного училища, 1794
2. Кадет (унтер-офицер) Горного кадетского корпуса, первоначальный образец, январь-март 1804
3. Студент (старших классов) Горного института, 1833—1834
4. Воспитанник младших классов института, 1833—1834
5. Кадет (унтер-офицер) Корпуса горных инженеров, 1834—1848

Сегодня ношение формы в Горном университете регламентируется Положением о форменной одежде для руководящего состава, преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов Санкт-Петербургского Горного университета.

Форменный пиджак Горного имеет существенные отличия от любого другого пиджака. На плечах пиджака студента располагаются погоны. Погоны нового образца с нашитыми лавровым венком и короной. Пиджаки старого образца имеют погоны с гномами (история о гномах будет чуть позднее). На рукавах расположены две золотые ленты, а между ними того же цвета молоточки - своеобразные знаки отличия. Эти молоточки отличают студентов от руководящего состава, преподавателей, сотрудников, магистрантов и аспирантов университета.

 Что же за гномы такие?..

История появления гномиков на гербе Горного университета и на погонах уходит своими корнями в XIX век. Гномы, изображенные на картинке - верные и неразлучные друзья - горные гномы Никель и Кобальт.
Многие знают, что никель и кобальт - это цветные металлы, необходимые в химической и металлургической промышленности. Удивительно, но на самом деле Никель и Кобальт были пакостными гномами-вредителями из Саксонии.
Для большинства людей гномы - всего лишь персонажи сказок, однако в Средние века к этим подземным жителям относились как к реально существующему народцу. Водились эти существа обычно в местах, богатых полезными ископаемыми, чаще всего драгоценными камнями и металлами. Гномы часто появлялись в богатых рудных местах и делали вид, что старательно трудятся в забое, чтобы обмануть людей, пытавшихся найти золото и серебро в местах, где покопались сказочные человечки.
Несколько веков назад немецкая провинция Саксония была крупным центром добычи серебра, меди и других цветных металлов. В её рудниках иногда находили руду, которая по всем внешним признакам казалась серебряной, но при плавке получить из неё драгоценный металл не удавалось. Хуже того, при плавке такой руды выделялся ядовитый газ, отравлявший рабочих. Саксонцы объясняли эти неприятности вмешательством нечистой силы, а именно коварного гнома Кобольда.
Кобольд (или Кобальт) был гномом - подземным карликом, который, по общему мнению, воровал серебро прямо из руды, превращая её в нечто бесполезное и даже опасное. От него же исходили и другие пакости, подкарауливавшие рудокопов в подземельях. В Германии даже читали молитвы о спасении горняков от злодея Кобольда. Позже его имя из собственного превратилось в нарицательное, так что горных гномов во многих европейских странах называют кобольдами.
Со временем, когда люди научились отличать "нечистую" руду от серебряной, они назвали её "кобольд". В 1735 году шведский химик Георг Брандт выделил из такой руды неизвестный доселе металл - серый со слабым розоватым оттенком. Имя "кобольд", или "Кобальт", и сохранилось за ним.

Кроме того, в горах Саксонии проживал и ещё один зловредный гном - Никель (нем. Nickel, или Старый Ник). Он нередко подсовывал горнякам вместо полноценной медной руды похожее на неё вещество, из которого, однако, не удавалось выплавить ни меди, ни металла вообще. Испорченный металл шахтёры называли "купферникель", то есть "медь Никеля", что понималось как ругательство, вроде как "чёртова медь". "Никель" вообще было бранным словом саксонских горняков в Средние века.
Руда действительно была "купферникель" - медно-никелевая, поскольку в природе никель встречается только в руде и только в соединении с другими металлами, например, с мышьяком. Стоило положить её в печь, как из плавильного горна поднималось облако дыма, разившее чесночным смрадом. Плавка рушилась, а мастера разбегались, так как заранее знали, что металла всё равно не будет, а отравиться можно легко, поскольку запах чеснока - признак наличия мышьяка.
И именно по имени гнома-хулигана назвали элемент, открытый в 1751 году шведским металлургом Акселем-Фредериком Кронстедтом. "Купферникель – руда, которая содержит наибольшее количество описанного металла, - писал его открыватель, - поэтому я дал ему то же имя и для удобства назвал его Никелем".

Вот такие персонажи попали на герб Горного Департамента в Российской империи, а в последующем и на герб Горного университета.

 

 

 

Анастасия Максимова